ДОЗВОЛЕННОЕ И ЗАПРЕТНОЕ В ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН
Халяль (дозволенное, или законное) – то, что разрешено, относительно чего нет ограничений и что Законодатель (Аллах) разрешил делать.
Харам (запретное) – то, что запрещено Всевышним; вышедший за пределы этого правового поля будет наказан Творцом после смерти.
Макрух (нежелательное или отвратительное) – то, что считается негативным проявлением при отсутствии прямого религиозного запрета. Легкомысленное отношение к макруху – путь к хараму.
Исламское понимание дозволенного и запретного является частью великого доверия Аллаха, которое принял человек. Это Божественное доверие облекает человека ответственностью за то, что творится на земле. За содеянное он будет или вознагражден, или наказан, когда предстанет перед судом Божьим. Во исполнение возложенной на человека миссии Аллах наградил его разумом, волей, а затем направил к нему Своих Посланников и передал через них Откровения. Человеку не пристало задаваться вопросами типа "зачем существуют халяль и харам?", "почему я не вправе делать то, что мне вздумается?", "почему мне не дана свобода выбора в полной мере?" Такого типа самоограничение и лежит в основе испытания человека свободой выбора.
В то же время весь свод законов Ислама, регламентирующий халяль и харам, направлен на то, чтобы содействовать благополучию человечества; упрощению и облегчению его повседневной жизни путем ограждения от вредных, обременительных обычаев и суеверий; очищению души, тела и разума каждого человека, а также решению проблем всех слоев общества: богатых и бедных, мужчин и женщин, в общем всех людей, независимо от их цвета кожи, гражданства, родственных отношений и места жительства.
ОСНОВЫ ИСЛАМА, КАСАЮЩИЕСЯ ХАЛЯЛЯ И ХАРАМА
Основой всего является дозволенность. Окружающий мир создан Господом на пользу и благо человека. Запретил же Он не так много в силу ведомых Ему особых причин.
Пророк (Мир ему) сказал: "То, что Аллах разрешил в Своей Книге, - это халяль, а то, что запретил - харам, а то о чем Он промолчал - разрешено в качестве Его милости. Поэтому принимайте от Аллаха Его милость, так как Аллах ни о чем не забывает..."(Коран, 19:64)".
Принцип изначальной дозволенности не ограничивается лишь вещами и предметами, но распространяется также на все действия человека, в том числе и на сложившиеся в обществе нормы поведения.
Разрешение и запрещение – прерогатива одного лишь Аллаха. Ни кто не вправе запрещать что-либо; если кто-то решается на это, он грубо превышает свои полномочия и претендует на Господнюю функцию.
Запрещение халяля и разрешение харама сродни ширку (многобожию). Ислам осуждает всех, кто берется решать, что дозволено, а что запрещено, сужая тем самым рамки дозволенного Всевышним.
"О вы, которые уверовали! Не запрещайте приятное, которое дозволил вам Аллах. Не преступайте закона, ибо Аллах не любит преступающих границы. Вкушайте пищу дозволенную и приятную, ту, что Аллах дал вам в удел, и бойтесь Аллаха, в которого вы веруете" (Коран, 5:87-88).
Запрет чего-либо обусловлен его нечистотой и вредностью. Всевышний милостив к людям, разрешая или запрещая что-либо лишь с опорой на здравый смысл, и проявляет заботу о благополучии Своих созданий. Соответственно Им дозволяется только благое, а запрещается – нечисть.
В Исламе запрещено лишь то, что либо нечисто, либо вредно. Все вредное есть харам, а то, что полезно – халяль.
В халяле – избавление от харама. Одним из достоинств Ислама является то, что, если он что-то и запретил, то обязательно компенсировал его лучшим.
По этому поводу разъяснено Ибн аль-Кайимом: «Аллах запретил гадание, но в качестве альтернативы дал истихару – мольбу, обращенную к Нему об указании на лучшее решение. Всевышний запретил ростовщичество, но поощрил выгодную торговлю; запретил азартные игры, но разрешил делать ставки во время соревнований, не противоречащих религиозной этике; запретил мужчинам носить шелк, но дозволил другие ткани; запретил блуд и гомосексуализм, но поощрил законный брак; запретил алкогольные напитки, заменив их приятными и полезными; запретил нечистую пищу, предоставив здоровую».
Ведущее к хараму уже есть харам. Если что-то запрещено, то все, что ведет к этому, также запрещено.
Все, что содействует совершению харама, уже есть харам, и всякий, кто так или иначе способствует этому – подельник в грехе.
Недопустимо выдавать харам за халяль. Ислам запретил прибегать к завуалированным уловкам и хитростям, направленным на преодоление запрета, чем известен Сатана.
Благие намерения не оправдывают совершения харама. Пророк (Мир ему) говорил: "Поступки человека оцениваются согласно его намерению, и каждому воздастся по нему".
Если верующий движим добрыми побуждениями, совершая разрешенный поступок, это деяние становится актом поклонения. Но иначе обстоит дело с харамом; его природа не меняется, независимо от того, насколько добрыми могут быть намерения, светлыми устремления или высокой цель. Ислам никогда не согласится, чтобы недозволенными средствами достигать, казалось бы, похвальных целей. Он настаивает на том, что не только цель должна быть благородной, но и устремляться к ней нужно с «чистыми руками». Принцип «цель оправдывает средства» не отвечает шариату, равно как и установка: «В поисках истины все средства хороши, даже если придется согрешить». Истина должна открываться только достойными средствами.
Остерегайтесь сомнительного, дабы не впасть в харам. Четко определенные халяль и харам отделены зоной сомнений, когда некоторые люди не в состоянии понять, разрешенное перед ними или запретное. Это связано либо со слабым знанием в этом вопросе, либо с недопониманием. "Остерегающийся сомнительного освобождается (от него)".
Харам запретен для всех. Харам имеет отношение ко всем людям в равной мере: в нем нет того, что запрещено чернокожему, но разрешено белому. В Исламе нет привилегированных классов или групп, которые, прикрываясь религией, могут делать то, что им заблагорассудится.
Так, например, воровство одинаково запретно как для мусульман, так и для немусульман, независимо от того, кто обокраден: мусульманин или иноверец; наказание в любом случае одинаковое, независимо от положения или происхождения вора.
Исключительная необходимость снимает запрет. Ислам не исключает возникновения непредвиденных ситуаций, когда человек оказывается бессилен перед складывающимися обстоятельствами. В этих случаях Ислам разрешает мусульманину переступать или касаться запретного, но только в той мере, какая безусловно оправдана для того, чтобы выпутаться из сложившейся ситуации, т. е. преодолеть эти обстоятельства.
Следует отметить, что даже задавленный обстоятельствами человек не должен пасовать перед трудностями. Напротив, ему необходимо бороться с навалившимися напастями, дабы не быть поглощенным харамом и не скатиться до того, чтобы объяснять свое наслаждение им крайней в этом необходимостью.
Более подробно, касательно дозволенного и запрещенного, о каждом аспекте жизни человека вы можете прочитать из следующих статей, перейдя на них по ссылкам.
ХАЛЯЛЬ И ХАРАМ В ОТНОШЕНИИ ПИЩИ
ЗДОРОВЬЕ
ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ
БРАК И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
В ДОМЕ У МУСУЛЬМАН
ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
ВЕРОВАНИЯ И ОБЫЧАИ
ТРУД И ПРОФЕССИЯ
ДЕЛОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Данный раздел подготовлен с использованием информации из следующих источников:
1. "Дозволенное и запрещенное в Исламе". - Шейх Юсуф Кардави, перевод на Русский - М. Саляхетдинов.
2. "Ислам в современной России". - Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин;
3. http://www.muslim.ru.
Главный редактор ЕМСС - Тимерлан