(495) 565-31-31

 

Единая мусульманская
справочная служба

Объявления
Пригласить Имама
Новости


О проекте

Полезная информация


Форма входа

О еде и питье

Аллах установил законы природы, согласно которым представители низшего вида становятся добычей высшего. Таким образом, растительность поедается животными, а животные становятся пищей для человека.

Всевышний обращается ко всем людям, призывая их есть благую пищу, которую Он распространил для них по всей Земле: "О люди! Вкушайте на этой земле дозволенные блага и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг!" (Коран, 2:168).

Он убеждает их в том, что они не должны следовать по стопам шайтана, который подбивает людей запрещать то, что разрешил Аллах, запрещать данные им блага, чтобы сбить их с истины. Затем Аллах обратился специально к верующим:

"О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь. Воистину, [Аллах] запретил вам мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный!" (Коран, 2:172-173).

"Вам запрещено [есть] мертвечину, кровь, свинину, а также то, что заколото без упоминания имени Аллаха, [убоину] удавленную, забитую палками, издохшую при падении [с высоты], убитую рогами, и [скотину], которую задрал хищник, - если только вы не заколете ее по предписаниям, и то, что заколото на [языческих] жертвенниках" (Коран, 5:3).


Обоснование запрета на мертвечину:


а) Здравомыслящие люди считают потребление такой пищи унижением своего достоинства.

б) Мусульманин не должен получать плоды чего-либо без цели, намерения и затраченных усилий. Ведь смысл заклания заключается в желании умертвить животное ради того, чтобы употребить его в пищу.

в) Существует вероятность того, что умершее животное скончалось от какой-либо болезни, ядовитого растения и т.п. Нет гарантии, что подобная мертвечина не причинит вреда человеку.

г) Всевышний Аллах, запретив мертвечину людям, дал возможность использовать ее животным и птицам, проявляя таким образом к ним Свою милость.

д) Запрет на мертвечину вынуждает человека бережно относиться к имеющейся у него скотине, следить за ее состоянием, и в случае невозможного излечения ускорит для нее легкую смерть.

Виды мертвечины: животное удавленное, забитое до смерти палкой или любым другим предметом, издохшее при падении, убитое другим животным (в т.ч. и забоданного животного).



Запрет на пролитую кровь

Причина этого запрета состояла в том, что пролитая кровь считается не чисто в Исламе, а значит может навредить здоровью подобно мертвечине. А также то, что в доисламскую эпоху арабы во время голода пускали кровь верблюду или другому животному, после чего собирали стекающую кровь и пили ее.

Аллах запрещает подобное кровопускание в силу того, что оно приносит мучения животному и наносит ему физический вред.


Запрет на свинину

Третьим запретным видом является свинина. Здоровая человеческая природа находит свинину отвратительной, так как основной рацион свиньи составляют нечистоты и скверна. Современная медицина установила, что употребление свинины вредно для людей, проживающих во всех географических регионах, особенно в жарких, поскольку в ней могут быть смертельные для человека паразиты и микробы.


Животное, заколотое не с именем Аллаха


Если в момент, закалывания над животным не было произнесено имени Всевышнего, то мясо этого животного является запретным.

Упоминание имени Аллаха при заклании является оглашением того, что человек совершает свои действия над этим живым существом с разрешения и согласия Бога. Если же при заклании поизносится другое имя, не имя Всевышнего, то это разрешение отменяется, и человек заслуживает того, чтобы остаться лишенным мяса заколотого животного.

Исключение – морские и пресноводные животные. Исламский шариат исключил рыбу, китов и других морских и пресноводных животных из категории запретной. Всевышний Аллах говорит:

"Дозволено вам ловить морскую тварь и [другую морскую] еду " (Коран, 5:96).


Использование кожи, костей и шерсти издохших животных

Запрет на мертвечину касается лишь употребления в пищу мяса животного. Человек может, и даже должен, использовать его кости, кожу, рога и шерсть, ибо выбрасывать их - это расточительство, а расточительство недопустимо.

Пророк (Мир ему) сказал: "Выделка кожи делает ее чистой", то есть "Если кожа выделана, она очищена". Это относиться к практически всем животным, в том числе и свиньи.


Необходимость допускает исключения

Все вышеупомянутые запреты касаются ситуаций, в которых у человека есть выбор. Тем не менее, в случае крайней необходимости применяется другое правило, о чем было сказано ранее. Всевышний Аллах говорит:

"Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный" (Коран, 2:173).

Человек не будет вынужден (потреблять запретную пищу), если в его окружении есть люди, мусульмане, которые имеют дозволенную пищу. Долг того, у кого есть пища, - накормить того, кто голодает, чтобы он не потреблял запретную пищу.


Правила закалывания животных

Наземные животные, являющиеся разрешенной пищей, подразделяются на два вида. Первый включает домашних животных (на которых не ведется охота), таких, как верблюды, коровы, козы, куры и другая домашняя птица. Ко второму виду относятся неприрученные дикие животные. Для того чтобы мясо первого вида стало разрешенным (халял), необходимо, чтобы они были забиты по предписанию Ислама.

Закалывание животных требует, чтобы были соблюдены следующие условия:

1. Животное следует закалывать острым предметом (хорошо отточенным),

2. Забивание должно осуществляться путем перерезания горла животного или пронзанием верхней части груди (у верблюдов) для его умерщвления. Лучший способ - это перерезать дыхательное горло, глотку и две яремные вены.

3. При закалывании должно быть произнесено только имя Аллаха.

Посланник Аллаха (Мир ему) произнес: "Если кровь потекла (из животного) и имя Аллаха было упомянуто над ним, то ешьте".

Смысл закалывания заключается в том, чтобы умертвить животное скорейшим и наименее мучительным способом; при этом необходимо использовать острый прибор для перерезания горла, так как это считается наиболее оптимальным способом умерщвления животного.


Закалывание животных людьми Писания – иудеями и христианами

Ислам благосклонен к людям Писания, поскольку они ближе к уверовавшим (во Всевышнего), признают Божественное Откровение, пророчество и другие основные принципы религии. Ислам разрешает нам их пищу, жениться на их женщинах и предписывает добрососедское сосуществование с ними.

Всевышний сказал: "Сегодня дозволены вам прекрасные яства. Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища - им" (Коран, 5:5).

Соответственно, разрешено есть мясо животных, которых они закололи или убили на охоте, так же как и они могут это делать. Изречение "пища людей Писания" применимо для всех видов пищи, как мясных, так и растительных. Все разрешено (халял) нам, кроме того, на что есть конкретный запрет, как, например, на мертвечину, излившуюся кровь и мясо свиньи.


О дозволенной пище в Библии

(Левит 11:2-8)

И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раз¬двоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.

(Второзаконие 14:4-8)

Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта с глубоким разрезом: верблюда, зайца и тушканчика, потому что, хотя они жуют жвачку, но копыта у них не раздвоены: нечисты они для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь.

О дозволенной и запрещенной пище людей Писания упоминается и в других книгах Библии: Книга пророка Исаии, 66:16-17, 1-я книга Маккавейская, 2-я книга Маккавейская, 2-е послание Петра, и пр.


Безалкогольные Напитки

Все безалкогольные напитки разрешены Исламом. Однако, учитывая, что в современном мире большинство напитков газированные и содержат множество всевозможных добавок, то чрезмерное употребление таких напитков могут привести к ухудшению здоровья человека как психического, так и физического. Ислам не приветствует крайностей и во всем следует быть умеренным. Если есть возможность исключить эти напитки из рациона, то лучше их исключить.

Запрещено употреблять напитки, в которых добавляется спирт в любом количестве.

Разрешается пить безалкогольные напитки естественного брожения (без добавления спирта), например квас. Но, если такие напитки превращается в опьяняющие, то они становятся запрещенными к употреблению.


Приготовление пищи


При приготовлении пищи в домашних условиях и из продуктов халяль, можно быть уверенным в дозволенности такой пищи. Блюда, приготовленные из животных неизвестного происхождения, например супы, солянки, подливки и пр. запрещено употреблять, также запрещено употреблять и само мясо в таких блюдах.

В кулинарии присутствуют всевозможные вкусовые добавки – естественные (соль) растительные (приправы), искусственные (химически изготовленные), животного происхождения, и пр. Относительно естественных, искусственных и растительных добавок в Исламе запрета не существует. Что касается приправ животного происхождения, то здесь необходимо быть внимательным.

Одним из запрещенных элементов – желатин животного происхождения. Такой желатин изготавливается из костей и шкур животных. Дозволенный желатин можно сделать в домашних условиях из халяльных продуктов. Разрешается применять искусственные заменители желатина, например пектин.

Сычужный фермент, для изготовления некоторых видов сыров, вырабатывается из желудков животных. В основном используются для этих целей желудки телят. Каким способом были умерщвлены телята, нам не известно. А в Коране сказано – остерегайтесь сомнительного. Но это не значит, что сыры есть запрещено – сыры, которые изготавливаются для массового рынка используют искусственно полученные сычужные ферменты, т.е. разрешенные.

Добавление алкоголя при приготовлении пищи запрещено и, соответственно, есть такую пищу тоже запрещено. Количество добавленного алкоголя не имеет значения.

Уксус – разрешенная пищевая добавка, не смотря на то, что для изготовления природного уксуса используется алкоголь. Путем химических процессов спирты окисляются и становятся кислотой, уксусной кислотой.

Главный редактор ЕМСС - 
Тимерлан

Данный раздел подготовлен с использованием информации из следующих источников:
1.    "Дозволенное и запрещенное в Исламе". - Шейх Юсуф Кардави, перевод на Русский - М. Саляхетдинов.
2.    www.umma.ru
3.    www.mihrab.ru
4.    www.muslim.ru.

Организации

Образование

    Афиша

      Халяль

      Единая мусульманская справочная служба (495) 565-31-31 © 2024Используются технологии uCoz